– В психологии есть такое понятие «маниакально-депрессивный психоз». В особенности это касается творческих людей. Очень часто у них творческий подъем сменяется периодом депрессии и т. д. Этим многие оправдывают свое пьянство или наркоманию. Действительно ли такой образ жизни неизбежен при занятии творчеством?
– Ты слышал такое слово – богема? Это уровень развития богемы нашего мира. Человек добился чего-то, и ему показалось, что это очень высокий потолок, у него зашкаливает мания величия и кажется, что нужна расслабуха. Из настоящей депрессии ты никогда не выйдешь, ибо настоящая депрессия – это смерть, паралич, это полный отказ. Если ты связан с чистым миром и по своей воле отказываешься от его поддержки (потому что тот мир от тебя по своей воле не откажется) – вот тогда наступит настоящая депрессия, от которой никакой запой не спасает. А та депрессия, от которой уходишь в запой – это выдумка, пьянство, распущенность. Посади такого человека в концлагерь, наставь пулемет – и он будет пахать как мамонт, и пропадет всякая депрессия. А настоящая депрессия – была ли она у кого? Леонардо и Микельанджело пахали всю жизнь, и не было у них никогда депрессии, не квакали: «Вот, я расписал Собор св. Петра в Ватикане, все, не могу, депрессия. У меня куча золотых, пошли в таверну «Три пескаря», всех угощаю!» А если б наш брат художник выполнил такую работу, у него бы началась пожизненная депрессия, благо, денег бы хватило.
– Ты говоришь, что посещаешь другой мир. А когда у тебя начались эти контакты, с чем это было связано?
– Впервые мне показал все это Ангел-Хранитель. Я был в запое второй или третий раз, точнее не в запое, а просто пил – это было мое обычное состояние. Он просто, ты не поверишь, взял мою подлую, гаденькую душёнку, вытряхнул из этого мешка, поднял ее и посадил рядом с собой. Я видел его, этот дух, так же, как тебя. Моя душёнка была рядом с ним, и я сам себя оттуда видел, как я хожу и что я делаю. Можешь себе представить: я был здесь, двигался, пил, а сам находился там. Я думал: все, это смерть, – но потом мне конкретно был задан вопрос: «Ну, ты видишь?» Вот тогда и пошел обратный процесс, и с моей стороны началось движение навстречу.
Виктор Васюкевич: Credo
– Мой стиль – это попытка сделать живопись звучащей, не отображающей какое-то время и место, а звучащей, как музыка. Чтобы каждая маленькая деталь, чтобы вся картина целиком звучала, менялась и перетекала... из одного в другое. Не знаю, может, это и не бесспорно, может, идеализировано, но я рисую картины другого измерения.
– Живопись – это не раскрашивание картинок с фигурами или социальными смыслами типа «Художник должен служить обществу». Значит, художник – раб, как при социализме или фашизме, когда рисовали пашущих, сеющих… убивающих. Настоящее искусство не служит никакому диктатору. Сказать, что служит Богу? Оно с Богом, но Богу не служит: Он рабов не создавал.
– Настоящее искусство, может, и существует для того, чтобы человек духовно рос. Настоящее искусство не отображает никакого времени. Джоконда – разве в ней отражено определенное время? Я считаю, что это самый высокий авангардизм в реалистическом исполнении. Сам пейзаж там ничего конкретного не несет.
Виктор Васюкевич: вместо постскриптума
– Дай, Бог, чтобы все это перемололось, и началось движение в другую сторону – в сторону Идеи. Чтобы человек перестал махать дубиной, лепить и расщеплять то, что создал Бог, и из этих мелочей создавать все больше и больше мелочей. А летать он сможет тогда, когда начнёт объединяться с подобными себе. И будет человек с планеты Земля, который уже летает в Космос, он собирается другие планеты осваивать. А может, по Его образу и подобию там чудаки сидят покруче нас, меня, тебя? И что они – тебя такого агрессивного, с дубиной, пустят туда? Нет, никто тебя не пустит, пока ты не очистишься духовно и не выбросишь свою дубину. А если создашь другую цивилизацию, духовно развитую, тогда тебя впустят – быстрее, чем ты долетишь в своей консервной банке.
Беседовал Алесь Суходолов
Фотографии работ предоставлены Алесем Суходоловым
Комментариев нет:
Отправить комментарий