03.11.2009

«Шелковое сердце» «Балаганчика» (часть 2)

Шёлковым сердцем, помнится, разжился один металлический сказочный персонаж: ему хотелось чувствовать себя живым. Вряд ли кукольных персонажей выставки проверяли на предмет сердца. Им отданы человеческие сердца, и этого достаточно. Выражения кукольных лиц неплохо передают грусть, радость, озорство, смирение, наивное удивление, готовность к интриге.



Лукавая кукольная красотка в декольте – не просто так себе стрекозка, а с большущей стрекозой на плече! – выставлена под названием «Секреты Коломбины» (автор - Ольга Чеканова, ей же принадлежит "Королевский шут").



Киношный хулиган с сигареткой и увядшим цветком за ухом являет собой «Шпану Замоскворецкую» (автор – Елена Туранова). Шерстяной белый кролик в цилиндре терпеливо высматривает Алису (автор – Ольга Песецкая). Сватья баба Бабариха воюет с кусачим насекомым на носу. Из сказочного Средневековья шествует бронзовая Принцесса, привычно подобрав юбки и опустив глаза (автор – Марина Капилова).



Щёгольские вороны – белая с зонтом и чёрная со скрипкой – расположились в креслах (автор – Татьяна Хаберская). Каждая кукла в образе, каждая – с характером, а то и с норовом! Мастера знают, что у иных молчаливых созданий сердце отнюдь не из шёлка – то одеваться не хотят, то причёсываться, то усаживаться-укладываться. А бывает и так: от всех авторских стараний в чертах красавицы-феи вдруг проступает колдунья, а серьёзный гном смотрит глазами зачарованного принца. Видимо, совладание с кукольным норовом и даёт человеку право называться мастером.

К восхищению публики куклам не привыкать: охи, вздохи, смущённый шёпот мам с дочками и тёть с племянницами. С куклами фотографируются все, кому есть чем фотографироваться. Даже взрослые дяди. Видимо, быть представленным на такой выставке для мастера – профессиональное счастье.



Кукол не так много – в «Балаганчиках», как правило, они располагались гуще и кучнее. В «Балаганчиках» привыкли к тому, что кукол поддерживала тематическая живопись (Арина Семёнова, Анна Королёва) или графика (Татьяна Балашко-Высоцкая, Александр Кулай); новый международный формат выставки почему-то требует пустых стен. В «Балаганчике» моментально оправдывалось любое соседство и любое противостояние. Случалось, что одной из кукольных красавиц телекамера по-просту заглядывала под юбку (как шедевру Марины Скидан – юной Волшебнице, ведущей за лапу медвежонка). Но разоблачение было таким радостным (изнанка юбки представляла собой настоящий плафон с растительными мотивами), что оператора даже благодарили. Случалось, мастерица по нескольку раз переделывала свой выставочный угол, досадуя и негодуя. Но любое движение в кукольных рядах публика принимала как чудодейство. Благодарные зрители просили ещё и ещё раз показать кукол, передвинуть мебель, перестелить кроватку… А с парадностью «Шёлкового сердца» ещё предстоит сживаться.



…Одни куклы затмевают других своей изысканностью: создавались для дорогих коллекций. Другие светятся наивным обаянием и детской радостью открытия. Третьи попали под яркий искусственный свет из тени старого обряда или ритуала. Четвёртые уподобляются кукле театральной, например, марионетке. Пятые…с ними уже где-то встречались (а в салонах и галереях встречались, где же ещё).



Кукольными президентами России представлен известный благотворительный проект «Парад звездных кукол - детям!», но чаще всего дети спрашивают, почему у тёти рядом с президентами завязаны глаза (тётя представляет собой Фемиду). Ещё детей интересует, почему Кролик грустный и зачем Вороне белый зонтик. Похоже, «Шёлковому сердцу» нужен проводник (экскурсовод), – такой же радостный и остроумный, каким была на «Балаганчиках» Ирина Штефан.



Шёлковое сердце, как олицетворение выставки, будет лежать в минской библиотеке имени А.С. Пушкина (в витрине, конечно) до 22 ноября. За это время кукол оценит жюри, и лучшие уедут в Москву, на Международную выставку кукол. Её открытие назначено на 9 декабря 2009 года. А Минск в декабре ожидает следующее кукольное событие: театральная история о том, как кукла, обыкновенная тряпичная кукла, Реггеди Энн, спасла жизнь своей маленькой хозяйке. Мюзикл Уильяма Гибсона «Тряпичная кукла», к сожалению, будет представлен публике как драматический спектакль, потому что в Театре юного зрителя, который решился на это, именно сейчас происходит капитальный ремонт. Но в интереснейшей драматической истории капитальный ремонт ничего не меняет. Тряпичную Анну готовит к выходу режиссёр Геннадий Мушперт.

Фотографии предоставлены выставочной компанией «МАК»

2 комментария:

  1. Анонимный8/11/09

    Пожалуйста, напишите ещё о режиссёре Геннадии Мушперте. Кажется, он из Гомеля или из Гродно. Мы смотрели в Минске "Лису и виноград" - понравилось. Когда будет премьера нового спектакля? А.Т.

    ОтветитьУдалить
  2. куклы просто восхитительны. от них просто не оторваться, ведь в каждой из них кусочек души человека ее сделавшего.
    вот как здесь http://www.krupenichka.ru/tryapichnie-kukli

    ОтветитьУдалить