30.09.2009

Ещё раз про любовь

Актёру Александру Полозкову под пятьдесят, он гибок, подтянут, подвижен и на сцене занят каждый день. Если не вызван на службу в родной театр (двадцать пять лет служит в Белорусском республиканском театре юного зрителя), то выходит в антрепризной постановке или в концерте. В его послужном списке за пятьдесят ролей, в его творческой характеристике написано о неповторимой фантазии, высоком интеллекте и отменном темпераменте. Перед юбилеем все его персонажи резко заговорили о любви: седина в бороду, а играть... да если бы героев-любовников!

От “Тщетных усилий любви” У.Шекспира (2006 г., режиссёр Николай Шейко)* Полозкову довелось освобождать чудака-испанца Дона Адриано де Армадо, который дал волю высокому платоническому чувству, расцветил его песнями и стихами, превознося до небес женщину, не способную чувствовать вообще. Полозков подводил зрителей к сочувственному пониманию: дону Адриано необходимо быть влюблённым – так же как дышать. На такую смешную и жестокую страсть его обрекла книжная учёность, кошелёк и модная политика главы государства, которое придумал Шекспир.

Октавио в спектакле “Дурочка” Лопе де Вега (2006 г., режиссёр Светлана Науменко)* – отец двух дочерей на выданье. У одной – прекрасное приданое, но отец носится с ней, как с писаной торбой, тогда как все остальные уверенно зовут её дурочкой. Актёр Полозков наделял персонажа фанатичной родительской верой в таланты своего ребёнка. Октавио терпеливо ждал перемен и был готов к любой неожиданности, время от времени выказывая отцовскую ревность к женихам. Дурочка тем временем обнаруживала здравый смысл, а потом и вовсе становилась умницей. Октавио этому ничуть не удивлялся, а искренне и прилюдно праздновал победу своей правоты!

“Мещанин во дворянстве” Ж.Б.Мольера (2007 г., режиссёр Валентин Варецкий)* обрёк актёра на два часа сценических интриг в роли графа Доранта, который через господина Журдена добивался брака с графиней Дорименой. Стараниями Александра Полозкова заправский интриган Дорант стал вдохновенным актёром, уставшим от светской жизни; Дорант абсолютно по-актёрски верит в свою ложь и пока врёт Доримене о любви, успевает влюбиться в неё сам и влюбить по крайней мере четверть зрительного зала.

“Щелкунчик” Э.Т.А.Гофмана (2007 г., режиссёр Наталья Башева-Иванова)* по-рождественски одарил Александра Полозкова ролью господина Дроссельмейера, часовщика, механика, позолотчика, господина судебного советника и настоящего волшебника. Роль предполагала раздвоение: то он чудак-крёстный Мари Штальбаум, мастерящий игрушки и рассказывающий сказки; он же и тот человек, который отвечает за Мари перед самим Господом Богом, он должен испытать Мари на зрелость души, упрочить её духовную закалку! Дроссельмейер вечно всклокоченый и неустроенный, резко двигается, быстро говорит, на зрительских глазах задумывает и устраивает чудесное приключение Мари со Щелкунчиком; и он же честно объясняет зрителям, как часто судьбы взрослых определяются в детстве, как справиться с жизнью можно только в любви...

Дроссельмейер - А. Полозков


Философ Ксанф, владелец раба Эзопа и муж красавицы Клеи в спектакле “Лиса и виноград” Г.Фигейреду (2009 г., режиссёр Геннадий Мушперт)* трактован Полозковым как озабоченный исключительно достатком и благосклонностью общественного мнения. Престиж гражданина поддерживает дом, престиж мужчины – жена, престиж философа должен поддержать умный раб, но с появлением Эзопа остроумие Ксанфа бледнеет, а учёность сходит на нет. Драму Ксанфа (настоящую!) Полозков разыгрывает с юмором и сочувствием к персонажу, ибо подлинный раб в спектакле – это он, Ксанф, неглупый, небедный и небезобразный... болтун, скупердяй, ревнивец и заурядный софист.

К декабрю в Белорусском республиканском ТЮЗе ожидаются премьеры. Похоже, Александр Полозков никуда не денется и с любовью выйдет на сцену... в каждой из них.

*Все упомянутые спектакли поставлены в Белорусском республиканском театре юного зрителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий