«…Я не склонен говорить о себе как о художнике. Художники – это люди, которые смогли сориентироваться на данном поприще, стали членами Союза художников. А я просто ищущий человек. Конечно, что-то пишу, конечно, участвовал на выставках, но мне бы не хотелось персонифицировать себя таким образом».
…Он по-христиански кроток и не признаёт высокопарных комплиментов, направленных в его адрес. Однако бесспорно одно – редко встречаются люди, настолько преданные творчеству и духовным поискам, как Александр Кресс. Свою маленькую квартиру он превратил в мастерскую. Настенные полки битком набиты отборной литературой по философии и истории искусств. Толстыми стопками бумажных листов по разным местам разложены рукописи стихотворений. Посреди творческого бедлама нашлось место современному компьютеру и другим техническим новшествам. Царящие одновременно беспорядок и возвышенность – словно проекция живого и ищущего сознания нашего героя.
Про икону и светскую живопись
Александр Кресс в основном известен как иконописец. При этом иконы его вызывают у разных людей противоречивые мнения. Безусловно, они отличаются от тех изображений, которые распространены в современных церквях, хотя сам автор говорит о том, что всегда работал в рамках иконописной традиции. Основные споры, возникающие вокруг творчества А.Кресса, связаны с образами на его иконах. Одни говорят, что автор наделяет портреты святых земными страстями, а это в религиозном искусстве непозволительно. Другие же рассматривают его творчество как прогрессивный шаг, своего рода провидение, связанное с актуализацией иконы, её оживлением. Сам Александр на сегодняшний момент несколько отошёл от иконы, сосредоточившись на классических жанрах живописи – пейзаже и натюрморте – т. е. «посвятил свою жизнь созерцанию».
–Я пришёл к созерцательному настроению, – рассуждает наш герой по этому поводу. – Ведь что самое главное для художника? Дышать в мире, размышлять, вдумываться во всякие нюансы, подробности. Был, конечно, период, когда я довольно часто посещал монастыри, святые места, музеи, чтобы приблизиться к пониманию иконы. Люди, которые раньше писали иконы, жили в окружении природы, были близки этой первозданности, черпали из неё душевные силы, настроение, и это настроение из природы переходило в какой-то мере в икону. А сейчас не хватает какого-то жизненного дыхания, потому что люди живут в городах. Поэтому сейчас такое время, когда художнику нужно приходить в икону через живопись. В своё время старец отец Николай с острова Залит благословил меня на то, что можно писать ещё и живопись.
Беседовал Алесь Суходолов
Продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий