20.09.2009

«Васса Железнова»

17 сентября на открытии гастролей Национального академического театра имени Якуба Коласа (Витебск) режиссёр Рид Талипов представил минской публике свой спектакль «Васса Железнова» Максима Горького (2007 год). Он поставлен по второму варианту драматурга (1935 год). В издательских комментариях к этому варианту часто указывается, что Горький использовал подлинный сюжет, о котором упоминал в статье «Беседы о ремесле».

«Н.Новгород - город купеческий, о нём сложена поговорка: «Дома каменные, люди железные». ...Быт «железных» вставал предо мною кошмарно, жизнь их, в главном её напряжении, сводилась к драме «борьбы плоти с духом». Плоть закармливали жирными щами, гусями, пирогами, заливали вёдрами чая, кваса и вина, истощали обильной заботой «продолжения рода», укрощали постами, связывали цепями дела, и она покорствовала «духу» десять, двадцать лет. Жирный, сытый, беспощадный к людям, «железный» человек жил благочестиво, смиренно, в театры, в концерты не ходил, а развлекался в церкви пением певчих, громогласней дьяконов, дома развлекался жаркой баней, игрою «в стуколку», винным питием и, попутно со всем этим, отращивал солидную бороду. Но «седина-то в бороду, а бес в ребро», бес - это и есть «дух». Наступал какой-то роковой день, и благочестивая жизнь взрывалась вдребезги, в чад, грязь, дым. Обнаруживалось, что железный человек уличён в каторжном деле растления малолетних, хотя у него нестарая дородная жена, дочери-невесты. И вот, охраняя честь дочерей, жена, добродушная, благожелательная, говорит грешнику: «Что же делать будем? Дочери - невесты, кто их замуж возьмёт, когда тебя на каторгу пошлют? Прими порошочек?» Грешник принял «порошочек» за несколько дней до вручения обвинительного акта, и «дело о растлении малолетних» прекратилось «за смертью обвиняемого» (Архив А. М. Горького).

В этот комментарий уложились все события первого акта. Он разворачивался в классических декорациях дома, без обозначенных комнат и обыгранных стен. Для всех чад и домочадцев режиссёр Рид Талипов, он же художник и автор музыкального оформления, предусмотрел единое сценическое пространство. Для всех углов и закоулков дома, представленных зрителю, - единое решение мебели, обивок и драпировок. Цвета бежевые и светло-зелёные, на них глаз отдыхает. Но сколько ни шарь этим глазом по сцене, сколько ни жди поворота круга, дом не изменится. В принципе. Во втором акте, когда к Железновым приедет невестка Рашель и семья в отсутствии хозяйки Вассы развлечёт гостью танцами и песнями, девочки разбросают подушки. Так они и будут лежать до финала: горничная занята, хозяйским дочкам не по чину, а Вассе нездоровится… Неизменность домашней обстановки и уклада (чай, обеды, уборки, перебранки с дядей и душевные разговоры с матерью – почти по расписанию) определяет образ спектакля: здесь ждать нечего. Здесь не на что надеяться. Здесь одна забота: вырастить-выкормить, женить-выдать замуж и о-бес-пе-чить. Прямо-таки до беспечности. Чтобы всё было у всех. И помногу.

Продолжение следует...

Сайт режиссёра Рида Талипова

Комментариев нет:

Отправить комментарий