22.09.2009

«Васса Железнова» (часть 2)

Обеспечение – дело хозяйское. То есть – дело Вассы Железновой. Муж Вассы Сергей Петрович очень занят. Чем занят, объяснил Алексей Максимович Горький в статье «Беседы о ремесле». Брат Вассы Прохор Храпов помогает Сергею Петровичу денно и нощно, часов до четырёх утра (с таким персонажем актёру Валентину Соловьёву некогда дух перевести, но как убедительно!). Его племянница Наталья, дочка Вассы, учится жить под руководством дяди. Потихоньку пьёт. Его племянница Людмила, вторая дочка Вассы, наивно критикует дядю. С домашними обаятельно идиотничает, полагая плохое воспитание искренностью. Горничная Лиза шпионит в пользу дяди Прохора, за что не столько одарена, сколько бита, унижена и обрюхачена. Все хитрости, подлости, симпатии, антипатии, личные драмы домочадцев налицо.

Вассу от семьи отрывает дело – пароходная компания, баржи, грузы, полиция, санитарный контроль, взятки. О том, что время движется, ей не дают забыть телефонные звонки и пароходные гудки – по расписанию. Гудки наводят зрителя на мысль о печально знаменитом марше Шопена. Занятия мужа, как-то пьянки, девки и битьё жены, вплоть до того, что стало составом преступления и пристального внимания карьериста-прокурора, Вассу не сильно смущают и совсем не возмущают. Таков обычай, таков быт, такова жизнь. Муж то замахивается на неё, то привычно швыряет на пол. Предложение Вассы принять порошок он сразу и не понимает… и не сомневается, что жена заплатит за все его грехи. Всем. И сколько скажут.



… Чай и душевные разговоры первого акта прерывает скрип двери – у горничной руки не дошли смазать дверь в комнату Сергея Петровича. Дверь открывается театрально – сама по себе и подсвечивается красным. Васса в лице не меняется, но просит сходить и посмотреть…

…Свой спектакль Рид Талипов задумал и поставил к юбилею Светланы Окружной, Народной артистки Беларуси. Роль Вассы Железновой – сдержанной, властной, вечно занятой, в общей мерзости живущей жизнью в чём-то обособленной, в чём-то отстранённой, Рид придумал для неё. Обязательных и прямых проекций на современность не предусматривал. Но Окружная, понимая духовные несчастья нашего времени, сыграла женщину на многие времена. Ничего лишнего. Ничего личного. Дом-работа-дети. Не ею заведено. Не ей менять. Не хорошая. Не плохая. Хранительница очага. Не отравительница мужа, – он сам… Горничная слышала что-то, так сама и удавилась сдуру. Нет, неправильно. Угорела в бане. Девчонок – замуж. Сын… Болен. Умирает. Умрёт. Невестка делает революцию. Надежда – на внука Колю. У Коли здоровье слабое – выходит, выняньчит, вырастит. Наёмных работников – строго к делу, обслуживать семью Железновых. Везёт, тащит домашний воз… Напоминает кого-то… Кого бы?

Окончание следует...

Сайт режиссёра Рида Талипова

Комментариев нет:

Отправить комментарий