Геннадию Гришелю очень тяжело связываться с окружающим миром: вся его жизнь ограничена стенами интерната. Медицинского. С узкой специализацией: «психоневрология». И если для художника особо ценен личный опыт, то можно представить, какой опыт преследует нашего художника: в этом интернате он живёт почти с самого рождения.
Он не рассказывает о своих чувствах, мечтах и переживаниях. Он не ответит на традиционный вопрос о творческом пути, даже если спросить просто, - мол, как и когда начал рисовать. Он почти не разговаривает. Поэтому о первой в его жизни выставке вела переговоры Даша, рядом с которой пациент Геннадий Гришель взял в руки кисточки и гуашь.
Даша Ескевич обучалась в университете по специальности «социальная педагогика» и была направлена в медицинский интернат на практику. Пошла. Пришла. Осталась. В июле 2006 года случилось важное – один из её подопечных, Геннадий Гришель, увидел мир, а мир увидел Геннадия Гришеля. Самого. Его первая выставка открылась в галерее “Подземка” (образца 2006 года; с современной “Подземкой” галерея не имеет ничего общего – Ж.Л.) и работала три недели. На открытии Гена получил букет, осмотрел собравшихся и, развернувшись к работам, сказал: “Это – сам. Я сам...” Даша уткнулась ему в спину и... заплакала.
Среди гостей на открытии оказались известные дизанеры, фотографы, кураторы выставочных проектов и галерей. Они отнеслись к выставке уважительно. Не шутя назвали работы Гены Гришеля “искусством”. Искусство Гены можно было видеть, обсуждать и даже покупать, потому что “пора дать ему в руки не только гуашь, но масло или акрил, и хорошие кисточки”...
На выставку в июле 2007 года (в той же “Подземке”) Гену Гришеля вдохновили великие мастера Ван-Гог и Леонардо да Винчи. Арт-директор галереи Аня Чистосердова объясняла журналистам: «Это даже не наивное искусство, это – чистое искусство, идущее от самого сердца…»
В ноябре 2009 года художников из мастерской «Дом» психоневрологического интерната №3 принял Республиканский театр белорусской драматургии (улица Кропоткина, 44). Почти всех. В фойе второго этажа, оборудованном под галерею, «Выставка всех» работала почти три недели… «наивно, грустно, забавно, нормально, просто отлично и замечательно по сути своей». «Это искусство без оглядки, но с желанием быть… быть – это его, искусства, единственная функция, да и наша тоже», – объяснялись кураторы.
На ”Выставке всех” этим желанием делились Геннадий Гришель, Саша Груша, Константин Ладошкин, Павел Рызванович, Андрей Реутович, Валерий Садовский, Юрий Троян, Юрий Хомив, Дима Шутов и (почему-то)господин Шнипп; упоминали также о Михаиле Буличе, который «вывешивался» на столичном фестивале современного искусства «Дах» (Минск, август 2009).
Какие могут быть результаты у выставки? Продажи? Известность? Новые предложения?
Даша Ескевич, опытный социальный педагог, предположила, что могут быть новые выставки.
Замечательные работы! Несмотря на то, что автор болен и долгое время живёт в интернате, в его работах нет агрессии и безысходности. Я в них увидела жизнь, настроение и глубокий смысл. А композиционное и цветовое решение вообще можно назвать профессиональным. Геннадий Гришель несомненно талантливый художник! И я уверена, что многие "здоровые" художники со мной согласятся!
ОтветитьУдалитьКаждый имеет право на самовыражение, но не каждый имеет такую возможность. Благодаря Дарье Ескевич, Геннадий общается с миром через свои картины и может нам ещё о многом рассказать.
Белова Надежда, художник