С 16 декабря по 20 января в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны (Минск)работает выставка "Былі ў мяне мядзведзі". Название - от Владимира Короткевича. Его книга в выставочном зале музея раскрыта на этом рассказе. А вокруг - игрушечные медвежьи мордочки - плюшевые, шёлковые, ситцевые, пластмассовые, стеклянные, вышитые; сделанные фабричным способом и вручную - самодельные и коллекционные; новые,старые и очень старые. Один растрёпанный красавец-англичанин аж с 1913 года. Число медвежьего поголовья переваливает за семьсот единиц хранения. Все принесены в музей минчанами по объявлению: выставить своих домашних медведей приглашался каждый желающий. Вместе с их историями. Ниже представлена одна из таких медвежьих историй - история двух рисованных медведей с выставки. Первый из них - работы известного художника, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Бориса Аракчеева, второй - его дочери Оксаны.
Мой любимый Мишутка
Пришла пятая весна моей жизни. Возраст, в котором уже многое откладывается в детской памяти. Наверное, поэтому родители пообещали сделать мне грандиозный подарок. Наступило 24 марта. Как сейчас помню, радостно светило солнышко, растапливая последние островки почерневших сугробов снега. Мы жили тогда на улице Берестянской, которая напоминает наши «белорусские Альпы» - логойские дороги. По «берестянке» каждую весну бежали весёлые ручейки, в которых хаотично суетились кораблики, посланные гурьбой ребятишек в дальнее плавание. Наш дом номер 11 находился почти на вершине этой длинной трассы (как нам казалось тогда).
Так вот, о подарке. Растворилась дверь... И в моей жизни появился Он – мой лучший друг – жёлтый плюшевый мишка размером с меня! Кроме того, что он был гигантских размеров, он ещё умел издавать какой-то звук, если его повернуть головой вниз. По мнению его создателей это было, наверное, медвежье рычание. Восторгу моему не было предела! Ну, естественно, своей радостью непременно нужно было поделиться с друзьями, которые носились как угорелые по весеннему двору. Родители и сёстры меня отговаривали, так как прекрасно понимали, что весовые категории у нас не равны. Но подарок – это пол-радости, а вот похвастаться перед всеми – это настоящее счастье! И я полетела сломя голову со своего пятого этажа, перескакивая через две ступеньки. Я крепко держала своего мишку в руках. Показывала мальчишкам и девчонкам, как он умеет разговаривать со мной. Но во время одного из кульбитов медведь предательски выпрыгнул из моих ещё слабеньких рук и свалился прямо в середину глубоченной лужи! Грязного и мокрого, я вытянула своего нового друга за ухо из воды. После этого он уже никогда не разговаривал со мной. Обиделся, наверное...
Потом у меня ещё были разные медведики. Но этот мишка был самым любимым. Я росла, а он становился всё меньше. Мне очень стыдно, но когда закончилось детство, мы переезжали на новую квартиру и... я его не взяла с собой. Может, он и сейчас сидит в подвале дома и вспоминает свою медвежью жизнь. Но я же шла уже в седьмой класс! Не до игрушек ведь, мальчики в новой школе намного интереснее!
И вот сейчас я часто вспоминаю Мишутку, глядя на рисунок, который сделал мой папа-художник в те розовые времена. Позже, исправляя свой подлый поступок, я сама сшила мишку к рождению своего сына Егора. Теперь мишка всегда с ним, сидит на пианино и слушает, как Егор играет разные пьесы.
Оксана Аракчеева, декабрь 2009
Дай Бог, у нас в музеях поменьше войны и побольше плюшевых мишек!
ОтветитьУдалитьА если предложить музею собрать такие истории и, скажем, разместить их в вашем блоге? Да с картинками? А вообще-то, идея с медвежьей выставкой хоть и не новая, но всегда отличная.
ОтветитьУдалитьС Рождеством вас и всех ваших читателей!