05.12.2009

Меньше текста. Больше действия.

О театре «Мимоза» я слышу почти каждый рабочий день (по выходным, случается, тоже слышу – по телефону). Этот театр самодеятельный, но имеет статус «особого» театра. Никто ему этот статус не давал и не присваивал, а просто… так повелось. Потому что в театре «Мимоза» играют люди с ограниченными физическими возможностями. Инвалиды.

Ольга Прохорова – педагог профессионального театра для детей и юношества, в котором мы вместе служим. Педагог, надо заметить, очень хороший. Когда срочно понадобился сценарий для новогоднего детского утренника, она не только сама его написала, но и привела исполнителя роли забавного медведя Мишутки, который встречал и приветствовал гостей, загадывал загадки и ни разу не отказался сфотографироваться в ребячьей компании. Мы так замечательно сработались, что Мишутку пригласили снова и снова, и даже сняли для фильма о театре… Мишутка – Андрей Судник, актёр самодеятельного театра «Мимоза». Как-то раз он заговорил очень уж эмоционально, и я поневоле прислушалась, – разговор шёл об инвалидности, и ему что-то щедро советовали. Через минуту Андрей пересказывал разговор мне лично и я, не задумываясь, искренне отреагировала вопросом: «Андрюша, а ты – инвалид?» Он не обиделся, но, по-моему, растерялся. Ответил «да»…

…Хрупкий, гибкий, подвижный – и физически, и эмоционально. Хорошо сложенный. Очень искренний. Ну… маленький. Сказал в интервью газете, что «...не мечтал играть в спектаклях, только часто представлял себя другим, высоким, представлял другую жизнь, другой образ. А тут, в театре, даже проживаешь эту жизнь. Это здорово». В театре – это в «Мимозе», которой руководит Оля Прохорова. Со студенческих времён.



Андрюшин взгляд, наполненный исканием добра и света, его же ангельский голос и полёт души оставляю для журналистов. Кстати, разговоры о социальной ценности «Мимозы» ими ведутся искренне и грамотно. Моя тема – художественная ценность театра, где играют люди с ограниченными физическими возможностями.

...Карлы, шутихи, комические уродцы в известную эпоху веселили властное и сытое общество; их заставляли бороться, драться, ругаться… Ярмарочные балаганы. «Человек, который смеётся» Виктора Гюго. Миракли, моралитэ, фарсы; театральные горбуны и театральные пираты. Лилипутские цирки дожили до наших времён. Случается, современные режиссёры ищут подобных исполнителей на роли в фильмах и находят очень талантливых. Как-то коллега рассказывал о таком человеке и утверждал, что в споре с продюсером о гонораре тот заявил: «Мои уродства стоят дороже всех красот мира» (или что-то подобное). Слышала о шоу, в которые специально набирают людей с физическими недостатками. На подмостках эти недостатки подчёркиваются, укрупняются, шаржируются (неужели кому-то смешно на них смотреть?). Но… в театре? Можно ли в театре к артистам-инвалидам относится как к ровне? Можно ли их принимать всерьёз?

В начале ноября благотворительный фонд «Возрождение–Старт» (руководитель – Елена Разладова) проводил конференцию «Независимая жизнь. Что это?» с 32 участниками.



«Мимозу» пригласили показать спектакль «Тайна кошки, которая исчезала». Все кошачьи образы в спектакле – это человеческие индивидуальности и даже типажи. Это дворовые, уличные, бродячие коты и одна домашняя кошечка, которая залезла на чердак дома, где находится типовая хозяйская квартира. Залезла в поисках свободы (!). Или, по крайней мере, знакомства со свободными… А дальше кошачий народец на полном серьёзе начал рассуждать о независимости, самостоятельности и свободе выбора в жизни. Рассуждения были разными. Например, такими: свободу нельзя показать или дать, быть свободным не научишь, свобода гнездиться где-то внутри кота. Но надо стараться её почувствовать. Или такими: ты, друг, с выбитым глазом, хромаешь на все лапы и хвост тебе ободрали, но ведь ты ещё жив, ты ещё можешь думать и выбирать, ты можешь руководить собой… Кошачьи ушки, пришитые к лентам и банданам, не опускались. Катю Труханову в роли домашней Лу-Лу не остановили даже наглые бродячие коты, а Сара-Коша Чардакская (Валя Дятко) и Фаня Фёдоровна Подвальская (Ирина Мармылёва) изо всех сил ей помогали – хотя бы собственными примерами. Сара рассказывала о поисках любви, Фаня – о потере семьи. На сцене действовала живописная кошачья банда (Эдик Смольский, Паша Елхов, Илья Митрофанов); маленький кот-заводила Ильи Митрофанова был готов на всё – и драться, и тут же целоваться. Кот Василий Бездомный (Андрей Судник) представлял типичного благородного героя, который спасал Лу-Лу и вдобавок влюблялся в неё, объясняясь стихами (как выяснилось, собственного сочинения). Александр Рязанцев в кошачьей роли не очень выделялся из банды бродячих паршивцев, но сыграл забавного колоритного Пса, побиваемого благородным Васькой.

Ни одной накладки. Ни одной ошибки с фонограммой (за пультом работал художник театра Виктор Танюкевич). Эстетично. Деликатно. Весело! Никаких страхов миракля, никакой шоу-безвкусицы. 32 участника семинара, а также педагоги, волонтёры, родственники, театральный критик (я) и фотокорреспондент из газеты искренне радовались хорошему концу и аплодировали.

По строгим профессиональным меркам сценическое действие под названием «Тайна кошки, которая исчезала» нельзя назвать полноценным спектаклем: прежде всего ему не хватает драматургии. Привычные пьесы для такого театра не подходят, а специально для «Мимозы» драматурги не пишут. Поиском и организацией материала занимается руководитель-режиссёр и его нехватку ощущает очень остро. Зато исполнение и постановочная работа точно вписываются в понятие «наивный театр» – душевный, открытый, искренний до слёз, с особым стилем исполнения – актёрами без так называемой актёрской школы. Но по театральным правилам. Например, все исполнители безоговорочно верят в предлагаемые обстоятельства. Все играют в них себя, правда, почти без развития, но зато очень характерно. Герой честно, без иронии и оговорок, борется с антигероем. Массовка отчаянно поддерживает тонус самых драматичных сцен, но время от времени так открыто симпатизирует герою и героине, что они просто обязаны обеспечить счастливый финал. Публика искренне верит в то, что происходит на сцене и поддерживает, и подпитывает действие своей верой, – куда большей, чем дома у телевизора с сериалом. Но создать магическое поле наивной театральной правды могут только одарённые люди. В «Мимозе» одарены все. По строгим театральным меркам этот самодеятельный театр готов решать задачи сложные, например, взаимодействия с партнёром в одноактном сюжетном действии. Актёры «Мимозы» могут проводить праздничный утренник. Играть небольшую сказку. Меньше текста – больше действия!



…Один из вопросов конференции «Независимая жизнь. Что это?» звучал так: всегда ли общество готово помочь инвалидам? В «Мимозе» точно знают – далеко не всегда. Даже те общественные представители, которые самим государством приставлены к такой помощи. «Говоря современным циничным языком, такому некоммерческому коллективу попросту невозможно удержаться на своей площадке, пробиться к зрителю, отстоять право голоса», – написал о «Мимозе» коллега из солидной республиканской газеты.

«Нет, я не сразу пришёл к той мысли, что надо принимать себя таким, какой ты есть, – делился с газетой Андрей Судник. – Это уже с возрастом пришло, после долгих размышлений о своём предназначении на этой земле. Ведь ничего не происходит просто так!»

Точно. Меньше текста. Больше действия.

Фотографии для блога предоставил Александр Ружечка

Театр "Мимоза" в газете "Беларусь сегодня"

Комментариев нет:

Отправить комментарий