15.12.2009

Талант жить (часть 4)

Всех кукол Реггеди Энн ведёт за собой – и Бэби взрослеет, Энди умнеет, а Верблюд искренне становится нужным компании – таким, какой есть. Бэби – первая роль Алеси Герасько на профессиональной сцене. В кукольном путешествии Бэби почти не уходит с площадки, и Алеся цепко умеет взять внимание зала и выявить спрятанную жизнь персонажа действием.

Верблюд Ивана Ушакевича изгнан из приличного общества за… сморщенные колени. Но зачем истинному философу колени (а режиссёр и художник усмотрели в этом персонаже арабского философа)? Ему важно… быть нужным! Чтобы общаться с таким же философом (китайским философом предстаёт учёная Панда) и объяснять мир! А в том случае, когда по роли приходится молчать, – молча рассуждать о мире или хотя бы думать о нём.



Энди в спектакле наряжен в ковбойский костюм, но Михаил Есьман играет не ковбоя, а мальчишку, насмотревшегося вестернов. А в вестернах главное что? Стрельба и погони? Приключения! Приключений и только ищет он на свою голову. Он может испугаться, но не струсить, он может проболтаться, но не предать. Он достойный брат своей сестры, Реггеди Эн, которая с уважением признаёт: «А ты не такой тупой, как я думала…»




...Талант жить может перейти к человеку от мамы с папой. Первый выход Мамы (Наталья Горбатенко) в спектакле – воплощённое желание дочери её увидеть, и только во сне Мама может быть такой прекрасной. Во сне Марселлы есть надежда, что родители снова поженятся, уже звучит свадебный марш, а Папа (Иван Шрубейко) за спиной прячет букет, но Мама называет его “верёвкой на своей шее” и исчезает. Эта яркая сцена готовит задушевный разговор Марселлы и Реггеди Энн, обиду девочки и своеобразное самопознание куклы, но также объясняет сцену в национальном парке, куда попадает компания, в очередной раз удирая от Генерала. Там встречается Ведьма – женщина в оборванном свадебном платье, которая хочет повесится, но никак не может завязать петлю. Ничего себе детский спектакль, скажете вы, но, во-первых, в жизни такое бывает и детей лучше не обманывать, а, во-вторых, эпизод с завязыванием петли и комичен, и вынуждает Ведьму говорить откровенно. Вот тогда-то Марселла признает в ней Маму, а смех в зале резко обрывается.

Кажется, что Наталья Горбатенко “влетает” в свою роль безо всяких усилий – как звезда, о которой нараспев декламирует при первом появлении. Рассеянно улыбаясь с петлёй в руках, скупая на оценки и эмоции, актриса становится центром внимания и жестами, междометиями, просьбой к Бэби сказать”мама” исчерпывающе рассказывает о своём персонаже, который отличился особым талантом – любовью к себе. За этой любовью оказалась прямо-таки космическая пустота. Путь Мамы в Ведьмы драматург не описывает, но именно так называет Маму, отказавшуюся от дочери. Дочь своим прощением (любовью) возвращает Маму к жизни, и уже не как Ведьма, но как Мама она возвращает долг – увлекает за собой генеральского Волка...

Актёр Иван Шрубейко постепенно, но верно набирает обороты роли; особой актёрской точности требует эпизод, в котором Папа обращается к Богу, а также сцена выздоровления Марселлы, где в радости и счастье он украдкой, но выразительно поглядывает вверх: то виновато, то восхищённо, то признательно.

... Повторюсь: спектакль “Тряпичная кукла...” обещает стать одним из лучших в театре, потому что он готов развиваться и изменяться (хорошо бы – к лучшему), но будет идеально, если обнаружится, что талант жить присущ и ему самому.

Комментариев нет:

Отправить комментарий