07.12.2009

Эпатаж cо снайперским прицелом

Литовские репортажные фотографии представлены со 2 по 22 декабря аж в трёх столичных местах. Фойе кинотеатра «Центральный» (проспект Независимости, 13) и зал Центра-видео (ТЦ «Столица», нижний уровень) никогда не пустуют, но Автоцентр Киа Атлант-Боровая (извините, но это Боровая, 2)?! Там же бывают только те, кто покупает машины, в крайнем случае, запчасти! Кажется…



Метро – оно хоть рядом проходит, троллейбусы-автобусы за кольцевую дорогу не ездят, но даже при всей нелюбви к машинам (например, моей) придётся фрахтовать наиболее дружественную и ехать – смотреть. Есть на что.



В рекламном буклете вы прочитаете, что в Автоцентре размещена самая эпатажная часть выставки, – правильно написано, но больше всего литовские репортёры эпатируют своим профессионализмом и… бесстрашием, наверное. Ну, некоторые ещё и эстетствуют, и шокируют, и загадки загадывают… Кстати, о загадках. Названий под фотографиями не было. Первая мысль: это что, составляющая эпатажа? Мысль вторая: наверное, было лень (некогда). Коллекция, правда, 2008 года; за год могли бы и подписать… После открытия объяснялся Владимир Иванов, известное литовское фотолицо, он же – мастер фото, он же – редактор фотопортала и так далее: просто что-то случилось с упаковкой, и ярлычки с названиями фотографий то ли отвалились, то ли разломались.



Для памяти карточки пришлось описывать. Например, так: ряды спортивных кубков на столе, явно – наградных. Задумчивый спортсмен смотрит то ли на них, то ли сквозь них. Кубков много, а мыслей? Может быть, мысль одна: «Зачем мне всё это?» Автор фото – Томас Стасевичус.

Или так: мужчина за рулём кричит что-то мужчине, который тянет большую легковую машину (и, соответственно, того, кто за рулём) по страшной, жуткой, непроходимой грязи. Сам он в ней по пояс. Но ему надо вытянуть машину, он тянет, и вытягивает! (Теперь я понимаю, насколько правдивы рассказы о кавалеристах, которые на себе вытягивали из болота лошадей.) Автор фото – Владас Шавинскас. Интересно, откуда он снимал эту дивную эмоциональную сцену? Похоже, из той же грязи.

Вот ещё: мужская улыбка от души, кажется, с лёгким смущением. На всех верхних передних зубах – блестящие золотые нашлёпки (раньше говорили – фиксы). На каждой видна латинская буква. Все, кто был на открытии, честно пытались прочитать слово (что-то вроде lave), а потом отходили подальше и любовались улыбкой. Автор фото – Гедмантас Кропис. Это что же надо было делать фотографу, чтобы такой зубастый (суровый) человек улыбнулся?!



Иногда цена репортажной фотографии равна цене одежды или обуви фотографа. Видела разбитые руки, колени, подбитые глаза. Самое страшное, говорят фотографы, – лишиться камеры, бьют и по ней, случайно (где-нибудь на стадионе) и не случайно…

За подробностями обращаюсь к Владимиру Иванову:



– Чего стоит вашим коллегам такое высокое качество снимков?
– Высокая конкуренция. Время. Желание. Идея.
– Такое можно спрогнозировать?!
– Не всё, но кое-что можно. Закрепить камеру над баскетбольным кольцом или вылезти из джипа в грязь… Такое фото не сделаешь с крыши другой машины или через открытую дверь. Что толкнуло фотографа… в грязь? Время. Идея. Не подвело умение вовремя нажать на курок. Как снайперу. В нужном месте. Некоторые из нас – очень везучие.
– Насколько востребованы такие везучие в литовских изданиях?
– В данный момент рынок перенасыщен, некоторые журналы и газеты закрылись. Объёмы газет сильно уменьшились. Есть отдельные новостные порталы, где мы публикуемся. Есть, например, интернет-портал, который стал выпускать печатный еженедельник по своим интернет-публикациям, – там тоже работает фотограф, и очень хорошо.

…Литовская репортажная фотография не первый год путешествует по Западной и Восточной Европе. В таком объёме Минск принимает её впервые благодаря PhotoGallery ZНЯТА и Клубу литовских пресс-фотографов, а также ежегодному конкурсу этого клуба, доступному… только снайперам.

Снимки предоставлены PhotoGallery ZНЯТА

Комментариев нет:

Отправить комментарий