Международный театральный фестиваль «Панорама» стартовал в Минске 7 октября. Девиз фестиваля – «Театр без границ». Белорусскую программу составили спектакли минских театров – многих драматических и одного кукольного. Их можно смотреть на площадках участвующих театров.
Для показа спектакля «Мотылёк» 8 октября Белорусскому республиканскому театру юного зрителя предстояло найти площадку – в ТЮЗе уже полгода как объявлен ремонт. По соотношению арендной цены и качества городского центра подошёл Клуб имени Ф.Дзержинского, где отсутствие поворотного круга и приспособления, могущего выдержать вес подъёмной люльки с человеком, наложило неласковый отпечаток на работу художника, а также на режиссёрское решение некоторых эпизодов и мизансцен. Если бы фестивальная публика об этом догадалась, она бы расстроилась, о чём бы прямо заявила служащим театра. Но она не догадалась.
На сцене говорили о странном, диком, идиотском поступке армейского рядового Лебёдушкина! Вместо честной службы после призыва он так раскис и настолько не сдержался, что… превратился в девушку. Обыкновенную с точки зрения физиологии. Но вот со всех других точек зрения!..
События пьесы «Мотылёк» Петра Гладилина уже известны всякому театралу. Не-театралы пропускают авторские метафоры, не спорят о режиссёрских решениях, но исправно отзываются на всё, что происходит в спектакле. А там, по словам режиссёра Николая Пинигина, «одна просветлённая душа делится своим светом с другой душой. И зажигает другую душу». Это означает, что просветлённый рядовой Лебёдушкин, став девушкой, сбивает с прямого армейского пути (прямо-таки совращает!!) своего командира, подводя к искусу сравнения: вот, Полковник, кем ты мог бы стать! (Перечень возможностей широк.) И вот кто ты есть: солдафон, грубиян, старый дурак под бременем тяжелейшей ответственности, отец солдатам, но не отец своим детям, потому что они вместе с матерью давно сбежали из твоего мирка-сообщества, который живёт по своим волчьим законам и каждого, кто выделяется, выпендривается или выламывается, жестоко возвращает на место. Или прихлопывает. В прямом смысле. Как капитан Багаев – бывшего своего рядового Лебёдушкина. Бэтээром. На учениях, где выбирать между танком и случайной пулей некогда.
Героический Багаев в исполнении Владимира Иванова очень искренне, честно и с симпатией к командованию обещает просветлённому Лебёдушкину смерть за его возвышенный выпендрёжь и нежелание становиться обученной армейской единицей. Обещает воздушно, легко и весело, выделывая нечто подобное на фигуры танго. Потому что есть такая профессия – родину защищать. И Багаев её защищает. В горячих точках, в спокойных пунктах, в тылу, на учениях, – везде. И от всех подряд. И, видимо, защищает очень хорошо.
А стоит зрителю узнать правду о том, из чего себе Лебёдушкин платье сшил (а из занавесок сшил! Из последней памяти о сбежавшей Полковничьей жене!), послушать его возвышенную декламацию из строительной люльки (а читает он собственное драматическое сочинение!!), посмотреть на капитанский танец с этим больным, хрупким да испуганным, как захочется пожелать половому перевоплощенцу… Чего бы ему пожелать…
Продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий