09.10.2009

Исключительно железо

Устроители Первого минского международного фестиваля цифрового искусства «Terra nova», а он открылся 8 октября 2009 года, обещают, что «Впервые на выставочных площадях Беларуси будут демонстрироваться исключительно произведения, выполненные в цифровом формате». Неправда ваша, дяденьки. Скажите лучше, что искусство высоких технологий добралось, наконец, до второго этажа Национальной библиотеки Беларуси, где находится галерея «Ракурс» и круглый стол для авторитетного жюри, хотя никакое искусство кругло не обжюришь.

В галерее «Университет культуры» такого стола нет, и находится она как бы в подвале – но зато в подвале Дворца Республики и на одном столичном проспекте с библиотекой. Шесть лет назад в галерее начался проект «Техно-арт». Шестая крупная выставка проекта закончится 18 октября. Так что далеко не впервые на площадях Беларуси представлены возможности прогресса и виды искусства, которые этот прогресс породил, развил, определил или своевременно поддержал, а именно: цифровое фото, компьютерная графика, арт-объекты и анимация – флэш и 3D. С известными художниками, скульпторами и мастерами фотографии галерейные залы делят молодые люди, чьё увлечение или профессия в сфере высоких технологий стали твёрдым подножием к искусству.

Тема шестой выставки «Техно-арта» – «Железо». Коротко и бегло его ковали- форматировали следующим образом (то есть перечень далеко не полный, но выдающийся).

О том, как литвинское железо выиграло Грюнвальдскую битву, повествует исторический фоторепортаж с места события. Репортёр – Виталий Ракович. Броня крепка. Среди наших явно затесались какие-то ливонские морды; только под шлемами их и определишь.



В цифровом тумане фотограф Сергей Жданович вычислил одинокую машинку породы «жук».



Андрей Щукин и Денис Недельский сочинили провокационную китчевую фотосерию «S-Bomb», где гламурные девушки, кое-как раздетые и второпях помазанные красной краской, взаимодействуют с военной техникой. Техника старовата, хотя зенитное железо исправно покрашено, а ракетное нацелено в небо.

«Сбор архетипов» на снимках Сергея Ждановича составляет железо отработанное, вернее, отработавшее свое, вроде старой подковы. Старые вещи становятся образами прошлого. Образы иного толка – у Юрия Васильева, мэтра национальной фотографии: «Контакт? Конфликт», – гласит подпись под снимками фрагментов ржавеющей техники, забытой тружениками в полях. Цифровой, прямо-таки романтический ореол техники летающей поддерживает живописец Денис Барсуков.



Кусок двуручной пилы на холсте символизирует «Одиночество» Сергея Шило.
«Ископаемая рыба» Алеся Сурового выполнена из лопаты, грабель и нескольких серпов. «Газовая симфония» Владимира Цеслера являет уху слушателя тишину из вентилей трубопроводных кранов; для глаза зрителя железо арт-объектов забрано в бархат ярко-желтый, голубой и розовый. Б/у компьютерное железо стало арт-объектами Александры Солдатовой. Работающее компьютерное железо безотказно представляет всё, что натворили студенты Александра Щепетова с отделения телерекламы Белорусской академии искусств: ролики к компьютерным играм, например. Ну, там машинки гоночные, мишени движущиеся, ружья стреляющие…

(2.2 мб)


… Железо как железо. Зато концептуальный шедевр выставки, кипятильник Ольги Мещеряковой… сплетён из соломы и предложен как новый «Евростандарт: в целях экономии средств и электроэнергии». Вместо железа. Исключительно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий