9 октября Международный театральный фестиваль «Панорама» задался вопросом: «Чаму старэюць людзі?” (“Почему стареют люди?”), а всё из-за Государственного театра кукол. Правильно поставленный, вопрос стоял чуть больше часа как главный вопрос одноимёного спектакля ( в жанре современной притчи, в режиссуре Алексея Лелявского, в декорациях художника-постановщика Татьяны Нерсисян, с её же куклами, флэш-анимацией, а также с музыкой Леонида Павлёнка, лидера группы «Нагуаль» и создателя «Маланка-оркестра»).
В середине сентября спектакль показывали на крупнейших «Рязанских смотринах» (международном фестивале театров кукол), 25 сентября играли премьеру для минских зрителей. Из репортажей СМИ следовало, что «…сюжеты народных сказок объединил в грустную легенду белорусский драматург Анатолий Вертинский. Однако в театре Алексея Лелявского – как всегда легкая стильная форма постановки, флеш-анимация, спецэффекты, оригинальная музыка... Действующие лица: актеры в союзе с разнообразными куклами и обязательно юмор». Вот вам. Объединённые в легенду народные сказки. Стилевой винегрет с юмором. Посыл моралитэ на новейший лад.
… Текст пьесы «Рыгорка – ясная зорка» Анатолия Вертинского (поэта и драматурга), переживший блестящие интерпретации в спектаклях (например, Олега Жюгжды в Могилёвском и Брестском театрах кукол), был опознан с первых реплик. Текст казался вполне знакомым, но сюжет неуловимо поворачивал… куда-то не туда – дальше от знакомой сказки, ставшей детской сценической классикой. Пришлось уточнять у Алексея Лелявского и выяснилось, что спектакль поставлен по первому варианту сказки Анатолия Вертинского о Рыгорке, который обнаружился в театральном архиве. Это важно потому, что отодвигает время создания пьесы лет на тридцать от наших интернетов и социально-политических кризисов; лет на десять-пятнадцать от перестроек и развалов государственного масштаба. Предполагаю, что текст и сюжет (на основе наших народных сказок, но никак не легенд) Анатолий Ильич разрабатывал ещё до Чернобыля. Поэт исследовал то, как великие и малые социальные потрясения укорачивают, истончают человеческую природу; вытравляют из неё важнейшую духовную составляющую, и тем самым готовят необратимый катаклизм – по крайней мере, земных масштабов.
Нехитрый сюжет придётся пересказать, дабы больше на него не отвлекаться: жили-были дед и баба. Был у них сын Иванка – но погиб на войне. Был у них сын Романка – но умер (весной; скорее всего, от недоедания). Дед и баба, желая пристойной старости и достойного ухода, вплоть до ухода в мир иной, хотят ребёнка. Являются три старца, обещают, и ребёнок… прилетает, как звезда. По-белорусски сына зовут Рыгорка – ясная зорка. Подрастая и наблюдая жизнь, парнишка задаёт родителям обыкновенный вопрос: почему они, родители, такие старые? Почему в обозримом населённом пространстве – ни одного молодого лица? Оказывается, Змей виноват. Отобрал у людей доброе семя (универсальное омолаживающее средство) и подкинул вместо него злое зелье. Рыгорка слушает в пол-уха и торопится осуществить то, ради чего был к деду-бабе послан: вершить добрые дела. В благодарность за то, что дед и баба своим желанием дали ему возможность, так сказать, воплотиться и узнать иной мир (наш с вами), а также иной способ существования, то есть жизнь (нашу с вами).
…И отправляется Рыгорка воевать со Змеем. По пути, как водится, его ждут неприятные встречи с униженными и оскорблёнными, а также подробности того, как они впали в такое состояние. Из каждой истории – нехитрый вывод-присказка: люди злом за добро платят. Тут бы Рыгорке не мечом размахивать, а подумать хорошенько, сравнить наблюдения, свои выводы сделать. Рыцарь мрачнеет, но в порыве геройства и благодарности продолжает путь аж до встречи с объектом «Змей». Объект оказывается… не то, чтобы очень умным, но очень опытным, знающим жизнь и её человеческие законы. И предлагает герою доброе семя (целое ведро!) в общечеловеческое пользование, если эти самые человеки хотя бы однажды поведут себя прилично, что должно выразиться в их благодарности к герою. В простой благодарности. И – всё!!! А иначе быть Рыгорке в Змеевой власти.
Продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий