О космосе и поэзии
«У меня в одном стихотворении есть слова «Нет, мир не начат». Вот у меня такое ощущение, и оно постоянно мне сопутствует. Конечно, многие темы уже затронуты. Кажется, вот-вот собран материал, но нет ещё единого глобального представления. Например, стоит у меня двухтомник «Мифы народов мира» – русский язык и Россия, эти необычные люди смогли задействовать так много материала, и мне кажется, что вскоре должно начаться его освоение, возвышение и преображение, через философию там или творчество. А впереди, хочется в это верить, грандиозный подъём».
Моё знакомство с А. Крессом началось отнюдь не с икон и живописных полотен. Всё началось с того, как мне в руки попал диск, озаглавленный «Без цветов», на котором в текстовом формате был записан огромный сборник стихотворений. Лирика у Александра очень специфическая и может смутить неподготовленного читателя. Это полёт поэтической мысли без каких-либо ограничений формального толка, где в одном сводится малое и великое, земное и божественное, и наряду с любованием жизнью в самых простых её проявлениях затрагиваются вопросы космического масштаба. Пытаясь расшифровать одно необычное стихотворение (чего только стоит название «По Эре Звезд шёл Вечный Час»!), я спросил у Саши: «Это что – попытка через поэзию постигнуть слабо подвластные разуму вопросы: возникновение жизни во Вселенной, теория Большого Взрыва и т. д.»?
– С точки зрения художника к слову «взрыв» надо относиться очень осторожно: лично меня такие заявления шокируют. Учёным проще – сказали «взрыв» и поехали дальше. По этому поводу у меня есть стихотворение, которое начинается словами:
Великий Всполох Мысли Бога есть Начало
В Собезначальном Появления Вселенной,
В Недрах Пустыни Мрака, где предстало
Цветение Иллюзии Нетленной.
И этот взрыв становится Великим Всполохом Мысли Бога, то есть Разума, а не какой-то химической реакцией, само по себе происходящей. Ещё учёные, зная, что существует множество всего – миллионы галактик – склонны говорить, что где-то в какой-то определённой точке произошла вспышка. Где-то на краю нашей галактики вспыхнуло солнце, и до нас лучи этого гаснущего солнца долетают в течении, предположим, 20 миллионов световых лет. А что такое световой год, сам понимаешь, если свет за секунду проходит 300.000 км, а за сутки это расстояние уже какими-то секстиллионами исчисляется. И сколько времени нужно, чтобы лучи этого солнца до нас долетели? А учёные конкретно определяют возраст галактики 4 миллиардами лет. Уже противоречие возникает. И как себе всё это представить? Нужны философские термины мышления, поэтические и художественные построения. Поверхностно соприкасаясь с этим, я понимаю, что нужно очень медленными шагами на уровне каких-то то образных озарений двигаться в этом направлении. При этом не нагнетать чрезмерно, а придерживаться мировоззрения, что в лепестке ромашки всё заключено. Потому что мы земные и не можем вспорхнуть в бескрайние пространства и там раствориться. По правде, я тяготею душой ко всему простенькому: стихам про цветы, сугробы и т. д. Если бы мне сказали, что есть такие люди, которые эти проблемы подняли – связанные с Космосом, формированием космических структур и т. д. – тогда бы я ушёл в сторону и довольствовался бы сугубо созерцанием: жил бы на лоне природы, собирал грибы-ягоды. Но жизнь так устроена, что ты становишься частью какой-то структуры – и слава Богу!
– Ты много читаешь, изучаешь, ищешь, т. е. являешься в каком-то смысле исследователем. А не было ли желания всерьёз заняться наукой, в частности, философией?
– Мне кажется, что поэзия способна вместить себя всю философию в её более кратком варианте. Тем более, мне бы не хотелось залазить в эти дебри, ведь художники – народ эмоциональный. Мне трудно говорить обо всём словами. Придёт мгновение, и я лучше напишу какой-нибудь цветочек-лепесточек, в котором и есть вся Вселенная, и жизнь, и вся наука в нём.
– Чтобы ты хотел сказать или пожелать нашим читателям на прощание?
– Сказать любому человеку что-либо – это так сложно, практически невозможно. А что можно пожелать? Держаться какой-то реальности – так и напиши. И чтобы в этом мире было меньше скорби.
Беседовал Алесь Суходолов
Комментариев нет:
Отправить комментарий