17.01.2010

Impro – здесь и сейчас

В 2008 году в Санкт-Петербурге впервые состоялись международные «Театральные бои» – за свободу актёрского существования на сцене. То есть – за театральную импровизацию. Фестиваль «...дал срез не только современного импровизационного театра, но и показал возможности различных актёрских школ в рамках такого театра». В том числе и русской психологической школы. Считается, что именно на неё давно и твёрдо сориентирован каждый актёр Беларуси, а impro как театральное движение куда моложе системы Станиславского. Вопрос ребром: оно нам надо?

Виргиния Тарнаускайте – тот самый белорусский режиссёр, которому надо. А где взять? А в Вильнюсе, где есть театральный актёр Андрюс Жебраускас и его семинары, или курсы театральной импровизации. Этому искусству Андрюс выучился в Великобритании у Кейта Джонстона, заявил о Improvisational theatre в Литве и работает себе и другим на радость. Начал с телевидения, продолжил в театре. Сегодня на его курсы может поступить кто угодно: Андрюс Жебраускас утверждает, что импровизации может научиться любой. «К какой бы профессии вы не принадлежали, познакомившись с теорией импровизации и пройдя практику на сцене, вы почувствуете себя не хуже, чем профессиональные актёры». А опыту каждый найдёт применение. Есть возрастное ограничение и деление: группы для граждан в возрасте 16-20 лет и от 20 лет до… 100, куда Виргиния и попала, не признаваясь в профессиональной принадлежности. Тем успешнее дался ей первый уровень курсов (их всего три). Срок занятий первого уровня – два дня. Виргиния говорит, что эти два дня она жила в какой-то непреходящей радости. Подробно описывать происходившее незачем, но, по её словам, «подъём от занятий был такой, что хотелось кричать незнакомым людям: «Если бы вы знали, какая я молодец!»

«Ты ничего не готовишь, не продумываешь заранее, – рассказала Виргиния. – Наверное, расчёт на подсознание. Открываются какие-то шлюзы, и ты не узнаёшь себя. Меняешься на глазах у партнёра, с которым работаешь в паре. После серии упражнений на внимание и этюдов предложили поменяться партнёрами для очередного задания. И на этот раз задание должен был придумать партнёр. Выполняя его, ты, например, становишься… стулом. Воплощаешься в стул и рассказываешь от имени стула. Я рассказала, что я, оказывается… стул Наполеона. Походный. Раскладной. Пылюсь не чердаке. Самое обидное не то, что меня закинули, забыли, а то, что через окошко чердака влетают голуби и гадят, гадят… Вот это меня унижает. А всё остальное можно терпеть. Коллега, с которым я работала в паре, так хохотал, что я испугалась: вдруг он не сможет остановиться? Остановился. Я дала ему задание стать мостом. И он стал, рассказал историю от имени моста.

В перерыве я поинтересовалась профессиями своих партнёров. Среди них нашёлся психолог, бизнесмен, дипломат. Разные, они так раскрепощаются, что когда в конце первого дня включили музыку, под разные ритмы они… импровизировали свою жизнь. После занятий у Жебраускаса мой партнёр, владелец фирмы, высказался в таком духе: да чтобы он, серьёзный взрослый человек, танцевал сам с собой, да без коньяка, да не на спор…да чтоб хотелось! Это невозможно! Было. До курсов. А на второй день он пел блюзы и даже сочинял их. Вышел Андрюс с гитарой и стал задавать ритм, с нами сочинять. Вернее, сочинять стал каждый из нас, а режиссёр только подыгрывал. И у каждого обнаруживался слух и голос, никто не фальшивил, вытягивал, подтягивал, подпевал! Когда не вымучено, когда не вызубрено, когда рождается здесь и сейчас, это, как сказал мой серьёзный партнёр, какая-то… химия. Что-то происходит в крови, в клетках и в голове. А в сумме даёт свободу. Это бесконечно интересно.

Смотрим на литовских артистов: чем-то они отличаются от наших. Чем? Сейчас я готова ответить: многие умеют отлично работать, потому что умеют импровизировать. Есть физическая свобода, раскрепощённость, владение своим телом как инструментом… А в нашем театре можно видеть странный стиль исполнения, который я называю «насилованием души»: актёр, вроде, всё делает правильно, ходит, говорит, но при этом как-то… не договорился со своим телом. Чтобы оно соответствовало, а не сопротивлялось роли каждой клеткой. И я подумала, что надо пригласить Андрюса Жебраускаса к нам в Минск, но только после того, как я пройду все уровни курсов. Мой второй семинарский уровень будет в марте.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий