Сценография немыслима без света, пространства, образа спектакля. Из подручных средств, доступных каждому народному умельцу в магазине «Сделай сам», в театре собираются замки, фонтаны и космические корабли. В крайнем случае, над какой-нибудь замысловатой трёхэтажной конструкцией неделями работает завод, а на сцене прокладывают рельсы или оснащают бассейн. Лучшие сценографы, как создатели сценических миров, привычно совмещают таланты живописца, конструктора, модельера, скульптора и мастера на все руки.
... Но спектакли отживают свой век. Замки, фонтаны и космические корабли … ну, в худшем случае оказываются на свалке. Вместе с бутафорией. С костюмами проще – что-то можно перешить, что-то – подарить школьной самодеятельности. На память театральным художникам остаются эскизы и фотографии (так что даже сорок лет творческой деятельности могут свободно уложиться в папки и альбомы). Почему? Потому что сами по себе вещи для спектакля не всегда представляют большую материальную ценность. А ценность художественная … немыслима без света, пространства, образа. В крайнем случае, без сопроводительного текста. Но рассказы о спектаклях, которые нельзя посмотреть, интересны только театроведам…
…А если рассказать не о старых спектаклях, а о театре? Об истории мирового театра – на материале старых спектаклей?
Без света, пространства, образа?!
А воображение? Немного воображения и наше заслуженное старьё становится бесценным!
Допустим, Древнюю Грецию представят маски и чаши из «Антигоны». Средние века – фахверховые домики и стилизованные костюмы «Голого короля» (Шварц и Андерсен). Комедию дель арте – всё, что осталось от «Счастливых нищих» Гоцци. Японский театр – кимоно, мостики и задники из «Журавлиных перьев» Киноситы. Речь-то пойдёт об актёрах и о том, что и как они представляли на протяжении веков. А если театр, которому трудно расстаться со всеми этими богатствами – театр юного зрителя? Неужели такой рассказ не заинтересует детей?
Вот и проверим. 29 декабря 2010 года в галерее «Вильнюс» минской библиотеки №18 откроется выставка «Волшебный мир закулисья» Белорусского республиканского театра юного зрителя. Эскизы, макеты, бутафория, писаные задники, костюмы… а вместе с ними – театральные приёмы и условности, образы и характеры, эпохи и миры…
Основным художником «Волшебного мира закулисья» станет Лариса Ильинична Рулёва.
продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий