С конца 2009 года в центре Минска в одном из домов сталинской застройки по ул. К. Маркса проходит необычная квартирная выставка. Событие для нашего города.
Главным виновником этого события является Виталий Чернобрисов – художник, скульптор, педагог, – личность, хорошо известная в неформальном художественном кругу столицы.
Виталию Феодосиевичу в скором времени исполняется семьдесят, и таким необычным проектом он решил дать старт череде юбилейных выставок. Точнее, решили почитатели его таланта, потому что сам художник официальных мероприятий не любит и считает, что любая выставка – это, по сути, стриптиз. Однако поучаствовать в проекте неформального плана, в квартирнике, художник не смог отказаться.
Непосредственным организатором выставки выступил поэт Дмитрий Строцев, отдавший в жертву искусству свой рабочий кабинет (это просторное помещение с высокими потолками немного напоминает художественную мастерскую). В группу поддержки Виталия Чернобрисова вошли такие маститые отечественные фотографы, как Даниил Парнюк и Валерий Ведренко. Первый представил чёрно-белые фотографии половецких баб, коих множество раскидано по степям Приазовья. У Ведренко же мы можем видеть яркие цветные снимки еврейского кладбища в Смиловичах. Сам «виновник торжества» Чернобрисов выставил камни, в которых увидел некие образы и выявил (выточил) их. Кстати сказать, в проекте также принимает участие молодой единомышленник Виталия Чернобрисова скульптор Максим Хобта, который также изучает древние культуры и пытается воплотить их образы, только уже в дереве.
Таким образом, в центре внимания выставки – камень. Как объект искусства, как древнейший художественный материал, как сакральный и художественный символ. Виталий Чернобрисов работает с камнями самых разных размеров, но на этой выставке, естественно, можно увидеть только самые малые из его работ. В его камнях мы видим наивные, светлые образы, древнеегипетские и древнегреческие мотивы. В творчестве Чернобрисова безусловно присутствует обращение к первобытному искусству, но без его языческой грозности – здесь больше от традиционной культуры с её душевной теплотой и искренностью (традиционной – в самом широком историческом и культурном контексте).
В половецких бабах, запечатлённых камерой Даниила Парнюка, намного больше дикой первобытной силы и грубой жизненной энергии. Однако, утратившие какое-либо священное значение, эти грузные идолы превратились в элемент ландшафтных декораций, сохранив для нас память о суровых огнепоклоннических эпохах.
Древние, мастерски отёсанные камни на еврейских надгробиях в Смиловичах, символизируют людскую память и связь поколений, которую не в силах стереть даже стихийные силы природы, что прекрасно передано на снимках Валерия Ведренко, где могильные камни пребывают в незыблемом покое на фоне экспрессивно яркой, дышащей жизнью осенней природы.
Сколько ещё будет длиться выставка – решать организаторам, а они люди свободные. Известно только, что сейчас они приглашают всех своих старых и новых друзей на очередную презентацию, которая состоится 18 февраля (четверг) в 17.00 по адресу К. Маркса, 20, кв.13.
Алесь Суходолов
Фотографии для блога предоставлены автором
У вас очень интересный блог. Спасибо всем, кто его делает.
ОтветитьУдалить